ASINFO - Карпати, Крим, Азов, Чорногорія.

Головна

Контакти:
тел. (+38097) 298-54-96
        (+38095) 86-34-999
info@asinfo.com.ua

Карпати

До Країни синіх гір

Часть 1. Львов.

   Солнечное утро 31 июля. Последние сборы, садимся в маршрутку и мчимся на Южный вокзал. Там назначен сбор всех участников поездки в Карпаты. Группа наша состояла из 11 человек. Зачинщики поездки - создатели сайта ASINFO Алексей и Артем. Уговорили поехать и наших друзей, которые еще не были до этого в Карпатах. И вот мы уже в поезде Харьков-Ужгород отсчитываем часы и минуты до встречи с Карпатами.
   Встреча с Карпатами состоялась не сразу, а только через день после нашего приезда. Так как хотелось побывать везде и посмотреть все, то решили сначала ехать во Львов на денек. И правильно сделали.
   Во Львов приехали в 7 часов утра. Погода обнадеживала - светило яркое солнце сквозь окна вокзала. Незадолго до этого прошел дождь, поэтому в воздухе царила приятная свежесть. Решили сразу купить билеты до следующего пункта нашего путешествия. Однако это оказалось довольно непросто. До Воловца маршруток или автобусов на привокзальной площади не нашли, даже на вопрос в кассах нам сказали, что маршрутов здесь нет. Некоторые даже не знали, где этот Воловец находится. Пошли обратно на вокзал с целью купить билеты на поезд. До Воловца ходит поезд каждый день в 1-30 ночи. В принципе нас это устроило, так как утром в 5 часов уже можно искать транспорт далее до Синевира. Но об этом уже во второй части рассказа. Билеты можно купить в 2-3 кассах, причем некоторые из них как раз закрылись на перерыв. В одной из работающих касс было мало людей, и мы пробились туда. Тетя в кассе минут пять разбиралась, куда мы собственно хотим, сколько нас, начала выбивать билеты, а потом оказалось, что это вчерашний поезд. Надо подойти ближе к вечеру. Делать нечего, решили идти в город. Вова сказал, что у него есть знакомые в городе, и он может договориться с экскурсоводом. Позвонив, он выяснил, что экскурсовод будет только в 11 часов, а до этого можно пойти просто погулять. Мы разделились на 3 группы и пошли гулять в разных направлениях. С Дворцовой площади от вокзала ходит 6 трамвай, который везет прямо в центр старого города. На дворцовой площади стоит прикольный телефон-автомат (на фото). Я так и не понял, это шутка или последствия вандализма : Мы решили идти в центр пешком. По дороге зашли в небольшую красивую греко-католическую церковь по Чернивецкой улице. А дальше свернули на Городоцкую и пошли вниз к центру. На привокзальной площади и рядом расположено множество маленьких магазинчиков, киосков, палаток. Есть продовольственный рынок. И на перекрестке Городоцкой и Чернивецкой улиц есть кафешка, в которой можно вкусно и недорого поесть. За 15 гривен накормят до отвала. На вокзале купили карту города, поэтому шли со знанием дела.
   Еще задолго до перекрестка за домами видны острые шпили церкви св.Елизаветы. Плохо одно - во Львове сейчас идет частичная реставрация памяток культуры, поэтому часть церквей и костелов обставлены строительными лесами. Церковь производит сильное впечатление - стремительные линии, уходящие ввысь башни. Внутри тоже грандиозно. Я не историк и не скульптор, описывать здание не буду. Это нужно видеть. Далее пошли по улице Городоцкой, по пути снимая львовские улочки, и вышли к собору святого Юра. Осмотрев его снаружи и изнутри, двинулись дальше, через парк им. И.Франка. Красивый ухоженный парк, со множеством маленьких аллеек, беседок. Вышли мы как раз к памятнику Тарасу Шевченко на проспекте свободы. Ну а дальше началась наша прогулка по всему старому городу. За утро успели посетить все значительные и интересные места. У местных жителей изредка спрашивали, куда нам пройти и что лучше посмотреть. Они с радостью нам отвечали. Некоторые даже проводили маленький ликбез. К 11 было договорено встретиться у оперного театра с экскурсоводом. Как раз у меня закончилась флэш-память в фотоаппарате, и решили зайти в фотоателье записать на диск. Первая же фотостудия порадовала - за 10 минут переписал все фотографии. Фотоателье находится недалеко от оперного театра, найти несложно. В остальных местах, к сожалению, такого сервиса не нашел. Разве что только в одном месте рядом с отелем Жорж - но там сказали, что это займет целый час! В 11 собрались все у оперного, как и договаривались. Послушав экскурсовода, мы подумали, и решили, что мы и так уже почти все обошли, дальше тоже сами пойдем. Так и сделали. И, в принципе, не ошиблись - сэкономили 20 гривен. А вот половина нашей компании решила пойти с ним. Так как было уже почти 12 часов, решили перекусить и стали искать кафе поуютнее. И как-то так получилось, что по пути видели столько кафе, а вот как надо, так ни одного : Хотелось конечно посидеть в кафе, оформленном в старинном стиле. По пути зашли в пиццерию в итальянском стиле, и там задержались. Пицца там не очень дорогая - от 12 грн. Но содержимое под заказ - чем больше ингредиентов - тем дороже. Кофе от 2 грн. Пиво по обычным ценам. Пицца огромная. Вынесли на деревянном подносе. Всем понравилась, но не все ее осилили. Пришлось забирать с собой :. Как раз потом и пригодилась. А вот кофе меня просто поразил. Чашечка была настолько маленькая, что ее было страшно брать в руки :.
   Зайдя еще в несколько мест, решили сходить на Высокий замок - смотровую площадку, с которой видно весь город. Ранее там стоял замок, а сейчас осталась только часть стены. По пути подвернулся костел Ивана Крестителя, в котором сейчас небольшой музей памяток Львова. Зашли туда, вход 50 копеек для студентов, 1 грн. для остальных. Внутри интересный макет старого Львова. Послушали краткую историю города, а заодно узнали, куда еще лучше сходить. Женщина сказала, что можно сначала выйти на низкую смотровую площадку на замковой горе, а затем уже на высокую. И потом можно спуститься с другой стороны и поехать на 7 трамвае к музею под открытым небом - "Шевченковский гай" и потом посетить Личаковское кладбище. Так мы и сделали. Поднялись сначала на низкую площадку на Замковой горе. Вот почему она называется смотровой, мы так и не поняли. Видно только деревья, растущие на склоне :. Вот парк красивый. Несмотря на лето, на земле желтые листья. Прямо как осень среди лета. Потом пошли на высокую площадку. Подниматься высоко - сначала по металлической лестнице, а потом по тропинке по склону. Вот оттуда действительно открылся замечательный вид на весь Львов. Спустились вниз, и пошли в другом направлении. По пути спрашивали у многих, как пройти в "Шевченковский гай". Нам указывали дорогу. Но вот когда подходили уже ближе, то становилось все интереснее. Спрашивали на украинском - показывали в одну сторону, спрашивали на русском - в другую. Шли долго, уже устали. Некоторые уже начали сомневаться, что он на самом деле существует. Самое интересное то, что никто из нас не знал, что оно вообще такое, что мы ищем. По дороге встретили велосипедиста. Он сказал, что мы идем правильно, но нам лучше идти по траверсу склона. И исчез среди деревьев. Минут через 5 мы его опять встретили : Он опять нас направил на верную дорогу. Еще проходили мимо молодежной компании, которая отдыхала на полянке. Решили спросить и их. Один из нас подошел и спросил на чистом русском языке, как пройти в музей. Никакой реакции. Мы уже начали даже посмеиваться, но нас заметили :. Спросили еще раз, и тут началось - один говорит нам прямо, другие - направо. И тут Оксана закричала - мы не москали :. На что последовал дружный смех. И все-таки нашелся человек, который сказал, куда нам идти. Через 10 минут все-таки вышли мы к этому музею, но желания его посетить у некоторых уже не было. А там еще и свадьба подкатила. Вход в музей 1,50 грн. Походили по музею, поснимали национальные хаты, орудия труда. Интересный музей. Советую посетить. Хоть нам и говорили ездить на трамвае, мы всюду ходили пешком. Вот и дальше решили идти к кладбищу. Спустились вниз на Личаковскую улицу, прошли еще 1 остановку и попали прямо к кладбищу. Вход 1 грн. Чтобы поснимать требуют еще 3 и выше. Но, думаю, никто особенно за этим не следит. Там мы встретили вторую часть нашей компании. Кладбище интересное. Кто-то сказал, что на нем так хорошо, что хочется остаться. Наверное, чтобы все обойти нужно потратить не 1 день.
    После мы двинулись опять в старый город. Зашли в музей Арсенал. Вход 3 грн. В музее собраны образцы оружия, начиная с древности, заканчивая современностью. Довольно большая коллекция, расположенная в залах на 2 этажах. Фотосъемка за 6 грн. После музея мы зашли еще в пару мест, где еще не были, а потом решили пойти в кафе пообедать. Нашли неплохое место на улочке, примыкающей к проспекту свободы. Обед обошелся в 17 грн - солянка, пицца, кофе. Вкусно поели, попили вкусный кофе. И вовремя - начался мелкий дождь. Все собрались и пошли на вокзал. А мы вдвоем еще пробежались по городу в поисках очередного фотоателье. Начался уже сильный дождь. Поняли, что пора все-таки бежать на вокзал. Шли примерно в правильном направлении, пару раз спросили и даже вышли в парк им. Франка. А вот потом свернули немного и вследствие - шли на 10 минут дольше. Вымокли, зато посмотрели больше остальных :. На этом закончилось наше путешествие по Львову, а далее это уже другая история. В целом Львов всем понравился. Красивый город со множеством тихих узких улочек, старинных зданий, уютных кафе. Причем они очень органично вписываются в общий стиль и колорит зданий. Очень много туристов. В основном из Польши. Даже буклеты продаются больше на польском языке. А на украинском очень мало - говорят мало покупают. И к русскому языку здесь относятся нормально, вопреки существующему мнению. Так что приезжайте во Львов - он вам обязательно понравится!

Часть 2. Синевирское озеро.

Синевир    Добирались из Львова до Воловца. Поезд отходит в 1.30 ночи. Поскольку все достопримечательности Львова за сутки были осмотрены, а погода радовала только нескончаемым дождем, ничего не оставалось, как расположиться в зале ожидания. В зале с улучшенными условиями пребывания есть цветной телевизор, бильярд стоимостью 5 грн./час, и укртелеком (не густо, но все же). Стоимость ожидания в зале - 3 грн./час. К нашей радости кассир отсутствовала и появлялась крайне редко, пытаясь освежить в памяти, у кого она брала за вход, а у кого нет. При этом талоны выдавались через раз. Половина нашей компании так и осталась необилеченной. Предположения по поводу отсутствия кассира были, но не будем высказывать здесь. Скажем лишь, что кухня во Львове очень вкусная и сытная. А пока ее не было, мы отрывались на бильярде на шару. К 11 часам в зале почти никого не осталось, и мы сыграли несколько партий. Билеты до Воловца удалось взять только за 4 часа до отправления, утром их не было…нонсенс. Стоимость плацкарта около 14 грн., купе около 22 грн. (точно не помним).
   Поезд приезжает в Воловец в 4 утра. Наконец-то можно лечь и спокойно уснуть - билеты были только купейные, так что нам никто не мешал. Некоторые даже проспали. Вышли - на вокзале темно, никого нет. И второй половины нашей компании нет … Думали уже их искать - но нет, выскочили в последнюю минуту. На вокзале в такое время еще таксующих нет. Но через полчаса появился уже первый бус. И мы сразу его блокировали и начали недолгое общение с водителем. Стоимость до Синевирской поляны - 100 грн. Забились в микроавтобус, на минуточку представили себе Китай, улыбнулись и тронулись в путь. Мало того, что нас было 11 человек, так еще и троих водитель взял в нагрузку. Водитель, как оказалось, родом из России и в Закарпатье живет уже 14 лет. Оказался очень общительным и интересным. Для тех, кто планирует отдохнуть в Закарпатье и держит свой путь через Воловец, приводим телефон водителя 8 066 752 79 44, зовут Вова (на вид лет 36). За оговоренную плату может домчать куда угодно. Отличный экскурсовод. Он даже остановился специально у минерального источника. Вода там чистая, но после контакта с воздухом приобретает ржавый цвет. Чай можно делать без заварки. Да, чуть не забыл, в Синевирской поляне нет мобильной связи, поэтому иногда лучше договорится, чтобы Вас забрали обратно, а то автобусы ездят в поселке редко. При въезде в поселок Синевир стоит пост - заповедная зона. Проверяют документы и берут взнос 5 грн. за проезд, но нас пропустили сразу. Володя объяснил это тем, что в последний раз, когда он вез туристов, ему пришлось объяснить постовому, что, если он заикнется о 5 грн., он заикнется о грузовиках с лесом, которых тот ночью пропускает. Вот такая здесь жизнь.
   В Воловец приехали рано, в седьмом часу. Народа нигде не видно. А обычно там в центре собирается толпа местных, чтобы вовремя вытянуть туриста из маршрутки и уволочь к себе в дом. Мы пробежались по улице и уже в восемь часов удалось найти жилье. Сняли дом на всю компанию по 5 грн. с человека, плюс питание - 5 грн. за подход. Пока хозяйка готовила завтрак, мы изучали местность. Полазили по близлежащим склонам гор, поели чернику - там ее просто немерено. Возвращаемся на базу обитания. Завтрак уже готов. Просто отлично: макароны с мясом, блины с творогом и какао. Вкуснатищща!!!
   "Накушавшись" двинули в 12.00 на Синевирское озеро. Идти от центра до заповедника 6 км. Дорогу к озеру описывать очень трудно, лучше все это видеть. С обеих сторон склоны, поросшие вековыми елями, вдоль дороги течет река Теребля. По дороге успеваем есть чернику и землянику, которой здесь просто немерено. Иногда встречаются маленькие водопадики, появившиеся после дождя. Шум речки и пение птиц перебивают лишь колокольчики, которые привязаны к пасущимся коровам. Которых, надо сказать, встречали через каждых 20 метров, либо их признаки на асфальте. Вообще, вся эта близость к природе так расслабляет и наполняет такими неописуемыми чувствами, что приятно вспоминать.
Синевир    Рядом с заповедником "Синевир" находится трехэтажное здание турбазы "Синевирское озеро". Совсем недавно ее выкупили и уже практически отремонтировали. В этом году там уже принимали отдыхающих в новых уютных номерах. Стоимость от 100 грн. за двухместный номер с питанием. Планируется недалеко от базы поставить бугельный подъемник для катания на лыжах. Зимой снега здесь выпадает 1-1,5 м глубиной. Сразу за турбазой ворота. За воротами сразу располагается колыба в национальном стиле, а с другой стороны кафе. В колыбе нам понравилось. Посредине очаг, по периметру скамейки. Очень уютно и интересно. Решили зайти сюда после похода. Узнали цены - шашлык от 12 грн за 200 грамм, большой выбор вина. Кроме шашлыка еще первые блюда, салаты.
   Далее еще есть одни ворота. Там уже КПП. Вход в заповедник одна гривна. Но мы втроем немного отстали и охранник пропустил нас бесплатно. От поста до Синевирского озера 2 км. Дорога все время поднимается вверх. Озеро находится на высоте 989 метров над уровнем моря. Вдоль дороги течет небольшой ручей. Места очень красивые.
   Вот и само озеро. Вода в озере имеет зеленовато-синеватый оттенок. Вокруг озеро окружают огромные деревья. Обитаемые в нем рыбки, судя по тому, как набрасывались на кусочки хлеба, очень голодные. Толпа мальков с завидной скоростью утащила ломтик хлеба на дно озера. Интересно было наблюдать, как нижние мальки подбрасывали в воздух тех, кто был вверху. Также запомнился правый берег озера наличием маленьких раков, которые легко просматривались сквозь прозрачную воду. Мы как раз попали в безветренную погоду. Поэтому озеро выглядело просто сказочно - в зеркальной глади воды отражались поросшие лесом берега. А посередине маленький островок.
   Сразу при входе на озеро есть смотровая площадка. С нее открывается вид на все озеро и на памятник Сини и Виру. Можно обойти озеро с другой стороны к памятнику. Для этого надо пересечь небольшой ручей. На другой стороне есть еще деревянный шалаш. Когда мы там были, туристов было немного. На смотровой площадке человек 8 и группа детей возле памятника.
   На берегу озера, в 15 метрах, расположена турбаза "Морское Око". На первом этаже находится кафе. Такие цены, как у них, можно найти только в крутом Харьковском ночном клубе. Стоимость 100 г вина от 5,50 грн., литр натурального сока - 12 грн. Мы там немного посидели, но решили особо не засиживаться и сходить на гору Озирны - 1540 метров. Подъем до полонины немного пологий. По пути встречаем венгров, словак - все дружественно приветствуем друг друга, пытаемся общаться. Начинается более крутой подъем через лес. Дорога - то камни, то земля. На половине пути пошел сильный дождь, пришлось укрываться под елями. Из-за больших туч видимость в тумане 7 метров. Стало немного прохладно. Но путь держим дальше. И вот мы на вершине горы. Наконец-то появилась мобильная связь. Сигнал добивает с Межгорья, там установлена антенна. Все тут же начинают звонить своим друзьям. Заодно и позвонили водителю, чтобы договорится о завтрашнем отправлении. Сквозь туман просматриваются очертания пасущихся лошадей. С жеребенком нам удалось даже познакомится поближе. Пробыв на горе полчаса и дождавшись наконец-то, пока туман немного спадет, нам все-таки удалось сфотографировать озеро с высоты 1540 м.н.у.м.
   Начинаем спуск. Опять сильный дождь. Некоторым из нас он помогает спускаться еще быстрее - трава настолько скользкой оказалась, что временами приходилось съезжать как на санках. А дождь все усиливается. Дойдя до полонины, прячемся под навесом для сена. У меня в ванной так вода не течет, как здесь под дождем. Один человек из нашей компании решает искупаться. Берет мыло и шампунь, уходит от нас на 10 метров и принимает душ. Мы в шоке. Потом возвращается за полотенцем, обтирается и одевает сухую одежду…Все "мокрые" обзавидовались. Просидев еще полчаса понимаем, что дождь не сдается и принимаем решение спускаться дальше. Через 2 часа мокрые и замерзшие встречаем остальную компанию в колыбе. Согревшись водкой и вкусно приготовленной едой топаем домой. Обидно только, что не успели еще заскочить в музей сплава леса, который находится в двух километрах от поворота к Синевирскому озеру.
   Утро следующего дня. Заказали хозяйке местную кухню. На столе токан, паштет, сырники, чай на травах. Сидим, балдеем от красоты стола, глаза разбегаются, слюна выделяется. Послушав об ингредиентах, еще сильнее есть захотелось. К нашему счастью хозяйка нам не мешала трапезничать. Попробовав токан, девчонки сразу же перешли к сырникам и чаю. Мужикам пришлось через силу запихиваться сией национальной кухней. Сами напросились. Итак, токан: из кукурузной муки варится каша (жидкая), в нее добавляется овечья брынза и затем все пассивируется жареным салом. Токан готов. Паштет из белой печенки - это паштет из легкого. Вобщем все это было запито не одной чашкой чая. А после завтрака поблагодарив хозяйку все собрали вещи и начали загружаться в подкативший бус. Вот так и закончилась наша вторая часть программы. Дальше нас ждал сплав по горной реке Тиса.

Часть 3. Сплав по Тисе.

   Итак, из Синевирской поляны мы двинули в Мукачево, где нас должны были ждать для отправки на точку старта - недалеко от г.Хуст. Позвонили водителю микроавтобуса, который вез нас ранее и договорились, что он заберет нас из Синевирской поляны и доставит до Межгорья или Воловца. Приехали в Межгорье в 10.00. На автостанции сказали, что автобус будет аж в 2 часа. Ждать долго не хотелось, поэтому прошлись по стоянке такси. Один водитель загнул до Мукачево 300 грн за машину. Решили ехать дальше в Воловец, а там поискать еще машину подешевле. Сели опять в тот же бус и поехали. Водитель высадил нас на перекрестке, сказав, что все машины из Мукачево разворачиваются тут и можно договорить довольно дешево. Мы же пошли поискать счастья на автовокзале. Прошлись по городу, прошли мимо турбазы "Плай", которая находится рядом с ж/д вокзалом. Выглядит ничего, но удаленность от подъемников… Подошли к вокзалу и увидели, что машин совсем нет. Случайно подошли к мужикам, которые пили пиво рядом в кафе, спросили, бывают ли тут машины. Оказалось, что это тоже водители. Они быстренько обзвонили знакомых и через 5 минут на вокзале уже стояла Газель. Водитель правда долго упирался, сказал что цена до Мукачево 160 грн за машину. А мы хотели не более 110. Уже повернулись уходить, но он все-таки решил согласиться. Забрали остальных на перекрестке и поехали. До Мукачево ехать не очень далеко, примерно около часа. Горы по пути становятся все меньше и отдаляются. Реку Латорица по пути пересекали наверное раз 10. По пути ближе к Мукачево начали встречаться придорожные лотки, с которых продавали грибы, ягоды и прочие продукты.
   В Мукачево нас встретили и сразу началась погрузка в автобус. Нашими вещами забили все задние сиденья, не считая, что на полу и спереди еще размещались катамараны и прочие вещи. По пути заехали в Джублик в Иршавском районе. Там расположена небольшая часовня, которую построили недавно на месте явления Богоматери. Говорят, что было очень много споров по поводу какой же вере будет принадлежать часовня, но так ни к чему и не пришли. И было решено, что часовня будет символизировать объединение двух вер. Так сюда и приходят люди, католического и православного вероисповедания. А дальше через Виноградовский район. Везде на склонах гор да и просто на равнине растут виноградные лозы. Их кстати осталось не так много, как до перестройки. Большинство виноградников было уничтожено. Но даже, несмотря на это, вино в Закарпатье производят.
   И вот мы на месте. Высадились на небольшой полянке у крутого поворота Тисы. С одной стороны равнина, с другой стороны горы, а вдалеке за речкой виднеются развалины Хустского замка. А с другой стороны гор уже Румыния. Выгрузили вещи и пошли за дровами. Заодно и по лесу прогулялись. Повара сразу начали возиться с продуктами, готовить нам ужин. А мы начали осваиваться на местности. Сразу же нашли родник, который потом пригодился для купания и утренних водных процедур. Купаться в Тисе пока не решались - течение слишком быстрое.
   Вечер. Все палатки расставлены, вещи разложены, костер разведен. Нас вкусно накормили, напоили и все желающие расселись у костра, попивая пиво. Вот так сидя у костра и закончился наш первый день. Спать легли около часа ночи, проснулись в 7. И никакой усталости. То ли горный воздух подействовал, то ли общая обстановка. Позавтракали и начали ждать, когда приедут наши проводники и мы, наконец, усядемся в катамараны. Пока ждали, еще успели искупаться в реке. Интересно было купаться в стремительном потоке. Только заходишь по пояс в воду, тут же тебя подхватывает и начинает нести мощное течение. Справиться с ним практически невозможно. Совет тут один - грести к берегу. Я проплыл метров 100, прежде чем меня прижало к берегу и я стал на камни. Ощущение - супер. Если бы не команда погружаться в автобус для отправки на старт, можно было бы повторить. По пути заехали на фетровую фабрику в г.Хуст - там есть довольно неплохие шляпы, да еще и цена раза в 2 меньше, чем на рынке. Наши там себе купили несколько штук от солнца.
   Развалины Хустского замка. Они находится недалеко от трассы Хуст-Тячев, рядом с санаторием Нарцисс. А еще рядом находится знаменитая долина нарциссов. Там даже указатель по трассе есть, на въезде в город. До долины от трассы 7 км. Но так как был август, то в долине делать конечно нечего. Да еще проезжали село, в котором есть интересный обычай. Если в доме есть девушка на выданье, то в окне ставят красный цветок или вешают ленту. Все, как только узнали, сразу прилипли к стеклам автобуса и начали высматривать. Действительно, довольно много таких домов заметили. А вот в одном доме на окнах росли целые кусты цветов. Интересно, сколько там было невест ? :.
   Приехали на место нашего старта, недалеко от Буштыно, в 20 километрах от Хуста. Спустили на воду катамараны и начали усаживаться. Оказалось все не так просто, как кажется со стороны. Никто из нас до этого не сидел на катамаране, поэтому первые осторожные и неловкие движения вызывали только смех у опытных водников. Они нас научили, как правильно садиться и что делать на воде. А также описали возможные опасности.
   Поехали ! Первый катамаран отплыл, за ним, чуть погодя, второй. Река текла довольно быстро, поначалу никаких препятствий. Все уже было расслабились, но тут начали появляться первые топляки. Из воды торчит только кусок ветки, а под водой скрывается огромное дерево. Наскочи на него, и можно было бы сушить весла :. Нашим капитаном был Василий. Он поначалу командовал, куда плыть, с какой стороны обходить препятствие, когда табанить (т.е. грести в противоположном течению направлению), кому грести. Через некоторое время мы начали немного понимать, что нужно делать и уже сами выполняли нужные действия. Но вот один раз расслабились. Тиса широко разлилась, вечернее солнце светило в глаза, отражаясь в воде, течение заметно уменьшилось. Настоящий рай! Но вскоре появилось мощное течение под берегом и нас начало прибивать к берегу. Поздно мы заметили "расческу" - свисающее дерево над водой. А когда заметили, то подумали - не зацепит. Но остаются считанные метры - и все понимают - зацепит. Все начали резво выгребать на середину реки, и это спасло сидящих сзади от купания. Немного все-таки зацепило, но это послужило отличным уроком. Василий говорит, что до нас ребята попали в более серьезную "расческу" и правая сторона катамарана вся оказалась в воде. Для людей не подготовленных забраться с воды на катамаран очень сложно. А еще решили устроить гонку. Пока мы делали короткую остановку, нас обогнал второй катамаран. Ну и задались целью их обогнать. Мы им даже прозвище дали - приспущенные. Долго мы за ними плыли, река не позволяла обогнать. И вот настала такая возможность - река разлилась и мы налегли на весла. Обогнали ! Радости не было предела. А потом еще одна остановка и еще один обгон. Но финал был не совсем радостный. Сели на мель в 10 метрах от берега :. На этом закончился наш первый этап сплава. Все уже чувствовали себя настоящими водниками, хотелось настоящего экстрима. И снова вкусный ужин, которого оказалось бы мало, если бы повара приготовили в расчете на 11 человек. Они потом долго смеялись и удивлялись - обычно всем хватало, а тут приготовили на 20 человек, а 11 все съели. Костер не угасал до поздней ночи. А когда уже почти погас, поляну осветила полная луна. Рядом серебрились быстрые воды Тисы. Можно было бы сидеть так до утра, но спать на катамаране не совсем удобно, поэтому разошлись по палаткам.
   Второй день был более экстремальный. Мы уже чувствовали уверенность в своих действиях. Препятствий на реке стало еще больше, но мы их обходили уже даже без команд нашего капитана. Он потом даже пошутил, что он нам уже не нужен, мы и сами справимся. А если он нас не устраивает, то мы можем сказать - капитана на бабуку. Вы не знаете, что такое бабука ? Если нет, я вам пока не буду говорить. Вот если попадете на сплав по Тисе, там вам и расскажут. А то потом уже будет неинтересно.
   Нам повезло - прошли сильные дожди и течение было слишком быстрое. Поэтому вместо запланированных 60 километров мы проплыли в общей сложности почти 100. Да еще и множество препятствий. Маршрут потянул почти на вторую категорию сложности. Был один момент, когда мы чуть не влетели в затопленное дерево. Был довольно сложный участок, где по всему руслу были разбросаны мелкие и крупные топляки. И обойти можно было только двумя путями - правым берегом - там было спокойное течение, и левым берегом - бурлящая вода омывала целый остров, который образовался на ветках дерева. Уже подплыли к развилке, когда решили плыть левым берегом. Но решили поздно. Поэтому пришлось всем налечь на весла, причем довольно сильно. Течение было настолько быстрым, что нас сносило прямо на это дерево. Проскочили в полуметре от него.
   По пути попалось село, в котором решили купить домашнего вина. Некоторые местные жители разговаривают на венгерском языке, поэтому понять сложно. Купили вина по 3 грн за литр. Вкусное вино, которое хорошо пошло под бутерброды во время короткой стоянки на берегу.
   Сделали остановку на берегу, чтобы сходить к развалинам Королевского замка. Замок находится в селе Королево на горе. На гору забрались с трудом - довольно круто и кустарник мешал. Замок был построен в 13 веке и то, что от него осталось, можно увидеть на фото. Походили вокруг развалин, пофотографировались. А вот спуск уже был экстремальным. Мы все разделились, каждый решил спускаться своим путем, кому как больше понравилось. Трое из нас выбрало короткий и, наверное, самый быстрый путь - буквально скатились по склону. После замка еще полчаса и мы высадились на берегу в месте нашей новой стоянки. Там нас уже ждал автобус с вещами, стояли палатки и готовился обед. После обеда немного погуляли. Надо сказать, что в течение всего сплава нам рассказывали об этом месте, как об участке, где водится много змей. Критерием оценки служил тот факт, что за сутки люди видели 15 штук. И вот мы здесь. Все с большой осторожностью ходят по траве, всматриваясь в землю. Но змей так и не увидели. Может они там попрятались специально :. Рядом с местом стоянки располагается озеро (бывший карьер). Глубина его 16 метров. На дне озера находится экскаватор, который и стал причиной затопления карьера во время работы - был затронут канал подводного родника. Теперь трактором интересуются местные дайверы, которые любят понырять и посидеть в машине. Рядом с озером находится бывший змеиный питомник. Но с распадом СССР финансирование прекратилось, люди уволились, а змей выпустили. Несколько лет назад предприимчивые киевляне решили построить здесь пансионат для отдыха, но присутствие змей вспугнуло предпринимателей.
   А еще вокруг озера огромное количество ежевики. Кусты метра полтора высотой. Ежевика на вкус совсем не такая, как растет у нас на харьковщине. Сладкая, похожая на малину и шелковицу. Единственная проблема - очень мало дров в этом месте. Костер в этот раз был не очень большой - дрова экономили. Тем не менее, сидели до поздней ночи. Утро следующего дня. Уже осмелели, близость змей перестала волновать. Утро жаркое. Вода в озере теплая, решили искупаться. Вода просто супер. Не хотелось вылазить. Да еще и пейзажи кругом - скалы Черной горы. Потом мы все-таки увидели парочку змей в воде - они сидели и грелись на солнце.
   Последний этап сплава был уже не такой интересный - река стала шире, течение медленнее. Да еще и горы отодвинулись, и мы видели только равнину. На берегу сидели толпы рыбаков. Некоторые кричали нам, чтобы мы им рыбу не пугали, некоторые просто нам завидовали, наверное :. Один мужик при нас вытащил здорового судака - мы даже остановились специально посмотреть.
   Самое интересное нас ждало впереди - посвящение в водники. Все собрались на склоне возле реки. Были заранее приготовлены два ведра. Нам зачитали почетные грамоты и каждый по очереди спускался к реке и был облит из двух ведер. Потом некоторых еще и в реку толкали. Все-таки один раз за весь сплав мы вымокли. Но все остались довольны. А после обеда нас отвезли в Мукачево. Так закончился наш трехдневный сплав по Тисе.

Часть 4. Ясиня.

Ясиня    После всех событий половина нашей компании отправилась домой в Харьков, а остальные рванули в Ясиню. Прогулялись напоследок по Мукачево и пошли на автовокзал. До Ясиня каждый день ходит маршрутка из Ужгорода в 15-15, но сказали, что ее не будет. Пришлось ехать на автобусе, который отправляется в 15-20. До Ясиня нас так и не довезли, автобус доехал только до Рахова. Билеты обошлись нам по 15 гривен плюс заставили взять 3 багажных билета по 1,5 грн - рюкзаки были очень уж большие. Ехали конечно долго - аж 4 часа. И опять тем же путем, каким ехали на сплав. Поэтому места были уже знакомые. В Рахов приехали в 8 часов вечера, созвонились с водителем Митей (моб.тел. 8 067 390 02 34), который довез нас до Ясиня. Взял с каждого по 7 гривен. Так что мы уже около 9 часов расположились в номерах.
   Артем и я поселились на турбазе "Эдельвейс", а остальная часть в частном секторе на усадьбе "У Виктории". Утром пошли гулять по Ясиня. Зашли в Струковскую церковь - самая главная достопримечательность поселка. Построена она была еще в 14 веке. По легенде на этом месте когда-то остановился один пастух со стадом оленей. Его застала зима в дороге, он решил бросить стадо, а самому вернуться. Обставил он животных ветками ясеня. Весной пришел на то место, думал стадо погибло. Но оказалось, что поголовье даже увеличилось. И после этого построил он на этом месте церковь, а поселок называется Ясиня. До церкви от центра идти минут 10 по центральной улице, через реку по подвесному мосту и потом мимо домов к пригорку. Мы поначалу там даже немного застряли - зашли в тупик.
   После посещения церкви пошли в горы. На другой стороне реки склон порос лесом, мы туда и устремились. На склонах повсюду живут люди. Мы решили зайти в одну хату, спросить козьего молока. Бабуля вышла нам навстречу. На вопрос про молоко сказала сейчас и уже через минуту вышла с трехлитровой банкой ! Берите ! Мы даже не ожидали такого. Объяснили, что хотели просто попробовать. Она кажется даже немного обиделась, что не взяли, но принесла кружку. А потом все равно пыталась отдать нам всю банку. На вопрос, сколько мы должны заплатить последовал ответ - "Боже борони". В который раз убеждаюсь в гостеприимстве закарпатцев.
   Зашли на вершину горы. Оттуда открылся отличный вид на Говерлу и Петрос. На полонине сидело два мужика. Мы подошли к ним и спросили, далеко ли до Говерлы. Йо, Йо, далеко,- только мы и поняли. Далее следовал непереводимый ответ. Там многие жители общаются на своем местом диалекте. В каждом поселке он различный. Да еще встречаются венгры, которых вообще не понять. Обратно вниз идти не хотелось, поэтому пошли на другую сторону горы и как бы немного вдоль Ясиня. Вышли в самый низ, к небольшой реке. А дальше пошли по одной из улиц по направлению к центру. Вот только зашли мы довольно далеко, как потом оказалось. Идти пришлось почти 2 часа. Зато пришли как раз к обеду.
   На следующий день нас повезли на Драгобрат. Дорога там есть, но она не то чтобы очень ровная. Короче, проехать там можно только на УАЗе или ГАЗ-66. Минут 40 экстрима, и мы уже практически на вершине у приюта Драгобрат. А от Драгобрата мы уже пошли пешком. Предстояло восхождение на Жандарм и Близницу. Было солнечно, поэтому всего горы вокруг было видно довольно хорошо. Прямо от приюта начинается бугельный подъемник, который при желании может завести до подъемников на горе Стог. Мы пошли мимо горы Стог, и начали взбираться на Жандармы. Вот тут немного не повезло. Набежали тучи, и мы и окружающие горы погрузились в густой туман. Все же, когда зашли на Жандарм, туман немного рассеялся, и мы увидели вершину Близницы и озеро в котловине. До Близницы остался последний рывок. И вот мы уже на вершине. Там встретили еще туристов из Чехии. Они там отдыхали. Попросили нас сфотографировать их, а потом начали знакомиться и предложили нам своей национальной наливки и Моравского самогона.
   Долго на вершине мы не засиживались и пошли вниз в котловину к озеру. Озеро небольшое, но чистое. Называется Ивора. Немного зарастает осокой. Посидели несколько минут там, а потом пошли по ровной дорожке к базе Драгобрат. По пути встретилось еще одно озерцо - Маричка. А еще через несколько минут вышли прямо к турбазе Драгобрат. Всего путешествие заняло часа 3. На Драгобрате сейчас идет масштабная стройка. Строятся новые домики, ремонтируются старые. Вовсю идет подготовка к новому лыжному сезону. Спуск вниз не показался нам проще. Зато такой экстрим запоминается - это получше любого джипинга.
   Утро следующего дня началось с дождя. Думал, что придется сидеть на базе или ехать на экскурсию. Но немного тучи разогнало, выглянуло солнце. И мы втроем пошли в горы на 2 дня. Вышли из Ясиня утром, часам к 12 добрались до начала подъема в гору. Дорога закончилась, началась небольшая тропинка, которая то исчезала, то снова появлялась. Мы шли не через Лазещину, а через Ясиню в сторону Петроса. Поднялись немного повыше, и попали прямо на лесопилку. Трактора там так размесили грязь и опилки, что пройти невозможно. Кое-как обошли, при этом я все-таки чуть не утонул в этой грязи и потом еще в ручье зачерпнул воды в ботинки. Но это было только начало. Дальше стало похуже. Дорога почти совсем исчезла. Забрались на небольшую полонинку примерно на высоте 1200 метров. Там стояло несколько сараев и явно жили люди. Решили идти выше прямо по полонинке - куда-нибудь выйдем. Да еще и по карте видели - нарисованы сараи. И точно, вышли опять к сараям. Но теперь это были уже довольно большие домики и их было довольно много. Там люди живут, пасут овец, делают сыр. И здесь болото. Кое-как прошли мимо поселения. При этом два раза спросили, куда нам лучше идти на Говерлу. Нам сказали, что все равно куда. По пути встретили еще мужика. Он спросил, куда мы идем, и когда узнал что на Говерлу, просто сильно офигел и сказал, что сегодня погода плохая, лучше туда не ходить. Но мы то возвращаться не собирались! Поэтому пошли вперед. Туман становился все гуще, начал моросить мелкий дождь. Прошли немного по лесу, и вышли уже на полонину, где росла только черника и кустарники. То есть забрались уже выше 1400 метров. А дорожки или даже тропинки не наблюдалось.
   Теоретически подозревая, что должна быть где-то протоптанная тропинка, шли все выше. Но ничего, кроме черники и кустов не видели. В конце-концов вышли к началу крутого каменистого склона. По карте прикинули, что мы где-то между Петросом и Говерлой, но ближе к Петросу. И полезли по склону вверх. Это было довольно сложно, так как земля была скользкая, везде куча осыпающихся камней, да еще и ветер и туман. Был реальный риск сорваться и полететь вниз. Пришлось еще обходить кустарник, так как через него не было возможность продраться с рюкзаками.
   Лезли вверх довольно долго, а конца подъема не видать. Я уже высказал предположение, что может мы на Петрос лезем с северной стороны. Даже снег там нашли - под скалами был небольшой участок. Пролезли еще немного и, наконец, вышли на какую-то вершину. Вернее даже не на вершину, а на седло. Стоим в тумане, и думаем - где это мы, и куда идти дальше. Ветер просто сдувал, видимость 10 метров - никаких ориентиров. Еще и мокрая голова, штаны в грязи по колено и чавкающая вода в ботинках - совсем стало приятно. Решили идти на восток - в сторону Говерлы. Один из нас решил бросить вещи и смотаться на разведку. И вот сидим мы вдвоем и думаем - туман, дождь. Не вернется он, и где его потом искать… Но вот из тумана показалась темная фигура и за ней еще одна. А потом и собака. Я просто офигел. Подумал - хорошо спасатели работают - не успели уйти, а нас уже нашли… Оказалось парень сам с собакой в горы поперся. У него выяснили, что мы практически радом с Петросом, до вершины осталось минут 20 ходу. В это время жалели, что у нас нет GPS.
   Сели под камни, погрелись и перекусили. Забежали на вершину - видно только каменные сооружения и куски тумана, разрываемые ветром. А тут еще одна группа туристов появилась из тумана. Они нам сказали, что внизу на юго-востоке есть хорошие места для стоянки. Туда мы и пошли, так как до Говерлы было далеко, а время уже позднее. В тумане спустились вниз, и о чудо - туман начал немного рассеиваться. Увидели даже широкую дорогу, которая идет до турбазы Заросляк.
   Вниз спускались долго - около часа. Склон был довольно крутой, но радовало наличие натоптанной тропинки. Внизу увидели места стоянки и решили сделать привал на ночь. Пошли искать воду - но вот как назло - когда вода не нужна, везде полно всяких родников. А тут обошли всю полонину, есть ручейки, но какие-то совсем маленькие. Пришлось спускаться ниже и там набрать воду из небольшой речки. Вернулись к палатке - а там уже разгорается костер. Согрелись, поели и спать. Ночью еще и дождь пошел, вот думаю, сходили. Мало того, что днем намокли, так еще и палатку подтопит.
Струковская церковь    Но утром проснулись - светит солнце, тепло, Петрос красуется прямо над нами. Ляпота. А вот Говерла была в тумане. После такого похода уже не осталось желания путешествовать дальше. Да и отдыхать осталось всего 1 день, а сделать еще хотелось многое. Решили возвращаться. Пошли по натоптанной и наезженной дороге от Петроса прямо к турбазе Заросляк. По пути перед спуском в лес вышли на пригорок - и взору открылись заросли малины. Вот там мы отъелись. Пока спустились вниз, прошло наверное часа два. А потом начался лес, и вскоре показалась база Заросляк. Хотел зайти к ним, но оказалось, что база разбита, осталось несколько домиков и все. Да еще по дороге в Лазещину было штук 10 маленьких деревянных домиков для ночевки и толпы туристов. До Лазещины дорога ровная вдоль реки. А за КПП уже начинается село. На КПП к нам еще и прицепились. Думали денег хотят - мы же вроде как без билетов прошли. Долго интересовались, почему у нас нет документов, потом записали зачем-то и отпустили. Почему-то даже денег не потребовали. Вот вход на территорию заповедника платный - 5 гривен. Прошли по Лазещине и в 6 часов вечера были уже на базе. Таким образом, за два дня прошли около 40 километров. Поход запомнится надолго.
   Остался один день перед отъездом. За этот день практически ничего не успели. Нам посоветовали ехать до Львова на поезде, так как в 12 часов надо было быть уже на вокзале. Маршрутки ходят, но гарантии нет, что успеем. Поэтому пошли на вокзал за билетами. От центра идти больше двух километров в сторону Рахова. Пришли, увидели и были немного шокированы. Мусор везде, грязно. Вот с билетами отдельная история. Подошли к кассе - сидит дед лет 65. На вопрос есть ли билеты - "А я откуда знаю. Надо заказывать". Ну хорошо, заказываем. Он долго пытался связаться с диспетчером, но на его крики "Алло" никто не отвечал. Одна телефонная линия и то постоянно занята. Минут 5 подождали, он говорит:
- "Ждите, я пока не дозвонился".
- А когда ж дозвонитесь ?
- А я откуда знаю !
   Посчитал нам стоимость билетов плацкарт за 6 человек - 102 гривны. А на доске написано, что билеты по 14 гривен. На этот вопрос ответ был прост - цены изменились. Подождали еще минут 10. Он не выдержал и говорит - берите в общий вагон, там с проводником договоритесь. Ну что делать, пришлось брать. Так мало того, он еще стоимость и здесь поокруглял - вместо 7-24 посчитал по 8. Да еще и выписывал нам их полчаса. Вырезал там всякие циферки, чуть ли аппликации не делал. Мы уже просто стояли и смеялись. Да еще что интересно - пока он нам билеты выписывал, он успел еще 5 человек обслужить - им билеты почему-то дал в виде чеков. Вот так мы и попали в общий вагон.
   Вечером попрощались с хозяевами, директором турбазы Эдельвейс. Поезд уходил в 2-20, мы еще и поспать успели. До вокзала шли пешком. И нас принял в свои объятия общий вагон. До этого еще не приходилось ездить. Скажу одно - лучше не испытывать этого. Мне еще повезло, что занял верхнюю полку. Те, кто спал на нижних, ночью пожалели об этом. Забежало немереное количество людей, все орали, толкались, разбудили весь вагон. Короче ночь почти не спали. Да еще и обстановочка не из веселых - это точно не СВ. В 10 утра были во Львове, позавтракали в кафе и поехали домой. Но и опять выспаться не удалось. В Киев поезд приехал в 12 ночи, естественно забежали люди, начали устраиваться. И нет же, чтобы тихо. Так прямо напротив приперлись какие то идиоты, орали часа два, чиста канкретна обсуждали какие-то проблемы. Да еще и тетка в матюгальник орала по 20 раз - какой поезд прибывает, какой отправляется. Ночью мужик какой-то с третьей полки загудел на пол, при этом умудрился зацепить девушку на первой. Вроде все обошлось, но девушка сильно хромала. Короче выспался только дома. Приехали на вокзал в Харькове - и тут ливень. Встретила нас погодка дождем.
   Вот так мы и отдохнули - две недели поездок, новых знакомств. Увидели столько интересных мест, объездили пол закарпатья. Советуем всем не сидеть на месте, а открывать для себя новые, интересные места!

Часть 5. Турбаза "Эдельвейс"

Турбаза Эдельвейс    Хотелось бы в заключение сказать несколько слов о турбазе Эдельвейс.
   Уже полтора года, как мы представляем на своем сайте турбазу "Эдельвейс" и приют "Драгобрат". За это время много людей успели отдохнуть от нас на базе. Мы стараемся предлагать нашим посетителям только самые лучшие предложения по отдыху, отсеивая недобросовестные предложения. В последнее время в сети, в частности и у нас в форуме появились нелестные отзывы об отдыхе на турбазе, о которых мы сразу же известили хозяина. Прочитав их, директор сразу же пригласил нас в гости, чтобы мы сами посмотрели своими глазами и сделали свои выводы. И вот, 8 августа в 21.00 мы стучимся в двери турбазы. Нас любезно встречает администратор турбазы Марина, пятиминутная регистрация и мы уже в номере. Комната вся из дерева. На полу дорожки, мягкая мебель - раскладной диван, двуспальная кровать, деревянная мебель. Напротив дивана стоит цветной телевизор с дистанционным пультом. По телевизору показывает кабельное ТВ - 16 каналов. Удобства все в номере - душ, санузел совмещены. Вода горячая и холодная. Начало нравится. Но мы все еще с подозрением ко всему относимся. Пытаемся найти недостатки, о которых писали в инете.
   Этим же вечером познакомились с директором, но разговор решили отложить на утро. Утро. В 9.00 идем на завтрак. В столовой находится еще человек 25. Небольшая группа из Москвы, семья из Винницы, несколько людей из Хмельницка. Общаемся с москвичами, многие из них под впечатлением, все рассказывают, как приехали и их встречали гуцульские музыканты. А также об экскурсиях. Молодежи понравилось все, а вот старшее поколение, судя по рассказам, сильно вымоталось, ползая по горам. Плюс ко всему погода в этом году солнцем не радовала.
Колыба Эдельвейс    Решили осмотреться на базе. База была построена еще во времена, когда Закарпатье было под властью Австро-Венгрии в 1930г. База полностью сделана из дерева и находится между двумя стремительными горными реками Лазещина и Чорная Тиса. Из развлечений, которые находятся на турбазе: бильярд и настольный теннис. Рядом с турбазой, перед въездными воротами, находится колыба Эдельвейс, где можно хорошо и главное вкусно провести вечер. Справа от турбазы находится гуцульская банька. Внутри нее: парилка, душевая и небольшой бассейн.
   Вот и долгожданная встреча и разговор с директором турбазы. Оказывается, что всего 2 года назад база была выкуплена у Ясынянского сельсовета. База находилась в очень плачевном состоянии. За это время было полностью заменены все комунникации, восстановлено водоснабжение, отопление. Закуплена новая мебель, техника. База принимает постепенно свой первоначальный вид. Особых перестроек и изменений не делали. Хотят сохранить гуцульский колорит. На базе удалось сохранить архивы документов прежней базы, по которым и велась реконструкция. Что-то поменялось, а что-то и осталось по-прежнему. В былые времена база принимала 300 человек, к чему стремятся и сейчас. Восстанавливают парковую зону вокруг базы. Планируют поставить несколько фонтанов, восстановить дорожки. В будущем организовывать сплавы по Тисе, хотя в этом году уже были удачные попытки Венгров. Им понравилось, говорили, что в следующем году приедут снова.
   Сейчас турбаза "Эдельвейс" предлагает только восхождение на наивысшую гору Украинских Карпат г. Говерлу (2061 м.н.у.м.), г.Петрос (2020 м.н.у.м.), подняться на г. Близнецы (1883 м.н.у.м.), поход к подножью г.Унгарясна (1707 м.н.у.м.) и купание в воде кристально чистого горного озера, экскурсии к источнику горной реки Чорная Тиса, прогулки по густому лесу и отдых у костра. Также предлагаются автобусные экскурсии к географическому центру Европы, по Гуцульщине (Яремча), Яблунецкий перевал и много других, о которых Вы можете узнать на турбазе, либо у нас на сайте. Из активного отдыха конные прогулки, парапланеризм.

Группа АСІНФО

30.08.2004





Статистика




Copyright © 2002 - 2024 "ASINFO"
Материали та фото захищені авторським правом. Використання материалів без дозволу авторів заборонено.